В рамках научно-технологической программы «Большие вызовы» в образовательном центре «Сириус» школьники работают над созданием концепции научно-образовательного полигона для подготовки молодых инженеров. Эти полигоны предназначены для строительства атомных станций малой мощности, что позволяет сооружать их там, где нецелесообразно строить более мощные АЭС. Важной сферой применения таких полигонов является обучение будущих специалистов атомной отрасли. В настоящее время проект развивается в Обнинске Калужской области, где будет создан международный научно-образовательный центр «Обнинск Тех».
Международный научно-образовательный центр атомных и смежных технологий «Обнинск Тех» стремится решить проблему комплексного образования в атомной отрасли, совмещая теоретические знания с практикой. Концепция полигона разрабатывается на базе Физико-энергетического института имени А.И. Лейпунского, предприятие ГК «Росатом». Полигон позволит обучать персонал на реальных установках, что повысит качество подготовки специалистов. В проекте школьники прорабатывают множество деталей, включая инфраструктуру и размещение четырех реакторов на территории института.
«Росатом строит новые энергоблоки как в России, так и за рубежом, занимается разработкой новых технологий различных теплоносителей, топлива и конструкционных материалов. Спрос на высококвалифицированных специалистов растет, и наш полигон необходим для их подготовки. Концепция, разработанная талантливыми школьниками на программе “Большие вызовы”, станет основой для участия Физико-энергетического института в международном научно-образовательном центре “Обнинск Тех”», – поясняет Дмитрий Калякин, руководитель проектов по устойчивому развитию Физико-энергетического института имени А.И. Лейпунского.
Школьники изучили около двух десятков ядерных энергетических установок различных типов и выбрали для строительства на полигоне четыре реактора: «Шельф-М», «СВБР», «РУТА» и «Аргус-М». Эти реакторы малой мощности предназначены для научных исследований, производства электроэнергии, радиоизотопов и обучения специалистов. Участники команды продумывают их функционал, размещение и обеспечение безопасной эксплуатации.
«Мы четко обосновали основные параметры реакторов, отметили конкретную площадку на базе Физико-энергетического института в Обнинске, продумали использование существующих коммуникаций, определили потребности в энергопотреблении ФЭИ и города Обнинска, оценили финансово-экономическую составляющую проекта и предложили комбинированную систему безопасности полигона», – рассказывает Максим Вишня, участник проекта из Тольятти.
Школьники создают макет полигона в программе «Компас-3D», используя 3D-принтеры, лазерные и фрезерные станки. «В команде я занимался 3D-моделированием, сборкой макета, вырезкой деталей из фанеры и пластика, а также электроникой для “оживления” макета при помощи светодиодных лент и сенсорного дисплея», – комментирует Артем Конев, участник проекта из Новосибирска.
Дизайн макета играет важную роль в визуализации проекта. «Я выполняю роль дизайнера – готовлю презентации, работаю с текстом, разрабатываю заставки для дисплея и совершенствую детали макета. Нам важно, чтобы проект был понятен как экспертам, так и людям, которые только знакомятся с этой темой», – рассказывает Дарья Жаркова, участница программы из Казани.
Разработка реакторов малой мощности – одно из перспективных направлений атомной отрасли. Эти станции быстрее и дешевле строить, обеспечивая энергонезависимость удаленных территорий.