В Обнинске продолжается обновление городской дорожной инфраструктуры: на проспекте Ленина, рядом с Домом учёных, начались работы по установке нового регулируемого пешеходного перехода. Это оживлённый участок города, где фиксируется как активный поток транспорта, так и высокая проходимость пешеходов — жителей, студентов, сотрудников научных учреждений.
Очередной светофорный переход, конечно, станет шагом к снижению аварийности и улучшению условий для пешеходов. Однако, наблюдая за тем, как весь город постепенно обрастает новыми светофорами и искусственными неровностями, невольно задаёшься вопросом: а не исчерпала ли себя эта модель организации дорожного движения?
Регулируемые зебры решают проблему локально, но с ростом их числа город теряет в связанности и темпе. Каждый светофор — это потенциальная пробка, каждый «лежачий полицейский» — удар по подвеске, и всё это — без возможности альтернативы. Между тем, существуют и другие форматы обеспечения безопасности на дорогах, которые давно применяются в крупных городах:
-
надземные и подземные пешеходные переходы в местах с особенно высокой нагрузкой;
-
островки безопасности и приподнятые переходы с визуальным разделением потоков;
-
концепции «успокоения трафика» с перенаправлением маршрутов и оптимизацией сигналов.
Район Дома учёных, с его постоянной активностью и близостью к важным учреждениям, мог бы стать площадкой для внедрения подобных решений. Возможно, вместо механического наращивания числа светофоров, стоит рассмотреть комплексный подход к городской мобильности — особенно вблизи образовательных и культурных объектов.
Безопасность на дорогах важна. Но не менее важна и продуманность инфраструктуры, в которой светофор — не единственный и далеко не всегда самый эффективный инструмент.
Может быть, уже пора переходить от зебры — к следующему уровню городского развития?